Основные принципы методики раннего развития Маниченко. Обучение чтению и математике с помощью карточек. Сказкотерапия

Основные принципы методики раннего развития Маниченко. Обучение чтению и математике с помощью карточек. Сказкотерапия

Настоящим прорывом в системе воспитания детей и их раннего развития стала методика, разработанная в сороковых годах прошлого века, американским физиотерапевтом Гленном Доманом. Изначально она была создана с целью обучения детей с задержкой развития и мозговыми травмами. Суть методики заключается в уникальном воздействии, оказываемым на головной мозг, благодаря которому удается достичь результатов, значительно превосходящих ожидаемые. Спустя некоторое время, в возглавляемом Доманом институте данная методика была применена и для обучения здоровых детей. По мнению автора, ключевой сложностью в обучении малышей до трех лет, является то, что они, моментально воспринимая любую новую информацию, но не могут донести это родителям.

В основе предложенной Доманом методологии лежит идея усваивания ребенком информации одновременно через зрительный и слуховой каналы. Схема проведения обучающих занятий базируется на повторяющейся демонстрации малышу карточек с изображениями и параллельном озвучивании их названий.

Обучение чтению

Главная идея Г. Домана заключается в том, что, обучение чтению посредством традиционного изучения букв и отдельных слогов слишком абстрактно, и ребенку значительно проще запомнить все слово целиком. Особенно это эффективно в раннем детстве, когда мышление ребенка максимально направлено на восприятие информации, его память отличается особой гибкостью и ярко выраженной способностью к переключению внимания.

Обучение раннему чтению по методике Домана заключается в быстром показе малышу карточек-слов в определенной последовательности. Слова на карточках напечатаны крупным шрифтом и выделены красным цветом, что помогает ребенку сфокусировать внимание. Одно занятие, состоящие из показа пяти понятий, продолжается буквально пять секунд. В течение дня такие занятия проводят трижды. Специалисты, являющиеся последователями данной теории, утверждают, что этого времени совершенно достаточно, чтобы малыш достиг отличного результата – вначале заполнил словесный образ, а вскоре и соотнес его со звуковым. Постепенно количество показываемых карточек увеличивают, при этом шрифт на них становится меньше, а цвет букв с красного сменяется черным.


Обучение математике

Знакомство с цифрами по методике Домана тоже происходит с помощью обучающих карточек, на которых изображено разное количество больших точек красного цвета. По мнению автора, так ребенок сразу начинает воспринимать цифры количественно, а не как некий абстрактный объект. Регулярное проведение таких коротких занятий позволяет легко и комфортно обучить малыша счету в пределах ста.

Ничуть не меньшее внимание основоположник теории раннего развития направляет на физическое развитие детей, так как любой вид физической активности стимулирует мозговую деятельность, а поставленные задачи и поиск их решений – интеллектуальное развитие.

Методика Домана-Маниченко

Преобразованием методики раннего развития Домана занялся педагог и детский психолог А. Маниченко. Им было разработано множество дополнительных обучающих заданий, кроме того он изменил сам взгляд на процесс проведения обучающих занятий с малышами – поставив "во главу угла" игру.

На сегодняшний день методика Домана-Маниченко для обучения чтению, математике, логике, иностранным языкам и множеству других дисциплин завоевала всемирную известность и распространение.

С каждым годом «Умница», созданная А. Маниченко, разрабатывает и выпускает массу новых обучающих комплектов для детей разного возраста. Занятия с ними способствуют запоминанию значительных объемов информации, что исключительно важно во время бурного интеллектуального развития крохи, и повышают его эрудированность.


Залогом успешного обучения ребенка в раннем возрасте, по методике Маниченко, выступает следование ряду законов:

  1. Раннее начало. Чем младше мальчик или девочка – тем легче и эффективнее проходит процесс обучения.
  2. Похвала. Активная похвала – сильнейший стимул и лучшая мотивация маленьких детей к последующим действиям в том направлении, за которое их часто хвалят. Вместе с тем автор советует родителям не акцентировать внимание на тех чертах, которые недопустимы для них самих и чада.
  3. Взаимное уважение. Важнейшим фактором, оказывающим непосредственное влияние на эффективность обучающего процесса и стремления ребенка заниматься, является установление уважительных и доверительных отношений между ним и учителем. Ни в коем случае не стоит настаивать на своем и требовать беспрекословного подчинения. Так воспитывают рабов, а не свободных личностей.
  4. Игра. Единственный способ добиться легкого и непринужденного усвоения новых знаний – проведение занятий в форме игры. Сухое изложение фактов в повествовательной форме не принесет желаемого результата, тогда как эмоциональная, веселая и яркая подача материала вызовет искренний интерес малыша и его природное стремление к познанию нового.
  5. Хорошее настроение. Проведение занятий строго по расписанию, без оглядки на настроение и самочувствие малыша противоречит сути методики Маниченко. Автор настаивает на том, что урок должен быть перенесен при условии малейшего недомогания ребенка, неудовлетворенности его основных потребностей, или плохого настроения, в противном случае есть риск срыва даже ранее достигнутого результата.
  6. Жажда познаний. Детки раннего возраста физически не могут продолжительное время сосредотачивать свое внимание на одном предмете либо теме. Поэтому "уроки" должны быть очень короткими: от нескольких секунд до пары минут. Только к трем-четырем годам дети становятся более усидчивыми, что позволяет естественным образом увеличить продолжительность занятий.
  7. Ускорение. Деток привлекает действие в любых его проявлениях – вокруг них обязательно должно что-то происходить. Согласно методике Маниченко скорость, с которой происходит демонстрация карточек, постепенно должна увеличиваться. Чем в более активном темпе проходит занятие, тем меньше шансов на том, что ребенок переключит свое внимание на что-то другое.
  8. Новые темы. Малышам гораздо интереснее узнавать что-нибудь новое, нежели повторять изученное ранее. Родителям не стоит ставить самоцелью добиться прочного усвоения знаний, более важно – постоянно двигаться дальше и осваивать новое. Очень важно, отмечать желание ребенка получить новую «порцию» знаний, и давать ему ее. Занятия должны заканчиваться еще до того момента, как этого захочет ребенок.
  9. Режим. Наибольший эффект демонстрирует регулярное проведение занятий по определенному расписанию. Режим важен не столько с точки зрения привязки ко времени, как к ежедневно повторяющимся действиям – приему пищи, прогулке, купанию и т.д. Со временем темп обучения должен постепенно увеличиваться. Важно, сделав перерыв в занятии, после продолжения не начинать все с начала, а двигаться далее с того места, где была сделана остановка.
  10. Здоровая атмосфера в семье. По результатам многочисленных исследований было доказано, что в первостепенной степени на все виды здоровья ребенка оказывает его нахождение в счастливой семье.

Методика Маниченко сказкотерапия

Большое внимание в своей методике Маниченко уделяет и развитию эмоционального интеллекта. Речь о способности распознавать свои эмоции и эмоции других людей, уметь их интерпретировать и управлять ими. Эмоциональный интеллект формируется на протяжение всей жизни человека, однако именно в ранние годы закладывается фундамент взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой.

Сказка – один из первых и любимейших воспитателей малышей, поэтому к их выбору следует относиться с большой ответственностью. В ранние годы жизни у ребенка происходит формирование характера, и персонажи сказок способны в большой степени влиять на этот процесс. Появление такого термина, как «сказкотерапия», отнюдь не является случайностью. «Умницей» разработаны замечательные комплекты по-настоящему мудрых, добрых и увлекательных историй с глубоким смыслом. Чтение сказок – отличная возможность привить крохе положительные черты характера, хорошие манеры и многие полезные навыки, не прибегая к скучным назиданиям и моралям.

Занимательные истории детки слушают с огромным удовольствием. А если ребенок задумывается над событиями, происходящими не с абстрактными героями, а с самим собой, то это позволяет проецировать положительные качества персонажей на себя, и наглядно увидеть насколько важны в жизни доброта, честность, сообразительность... Благодаря такой уникальной разработке, как сказкотерапия, удается успешно воспитать положительные черты характера и даже эффективно бороться с детскими капризами.


Где купить?

В интернет-магазине Кидобо есть возможность купить развивающие карточки по методике Маниченко для занятий с детками с рождения до трех-четырех лет. В ассортименте представлен большой выбор комплектов карточек, игр, кубиков, сказок и прочих учебных пособий, позволяющий в игровой, увлекательной для ребенка, форме освоить множество знаний и навыков.

Карточки по методике Маниченко, купить которые можно в Кидобо с доставкой по всей Украине, – разумное решение для современных родителей, дающее эффективный результат и не требующее специальной подготовки.